|
|
|
Собриология
|
С древнейших времен, как только люди познали свойства одурманивающих веществ, их взяли под контроль колдуны, шаманы и вожди племен, которые разрешали применять их только в колдовских, религиозных и медицинских целях. Фактически употребляли психоактивные вещества только в ритуальных целях. Массовое употребление изменяющих сознание веществ, которые мы сейчас именуем наркотиками (в том числе и алкоголь с никотином), началось только несколько столетий назад после того, как люди научились их изготовлять в промышленных масштабах. По мере развития общества, употребление, в частности, алкоголя, становится распространенным явлением. Но уже древние греки догадались, что вино может быть опасным, поэтому пили только разбавленное вино. Аристотель называл вино «похитителем рассудка». Древние римляне запрещали пить вино свободным гражданам до достижения 30 лет. Винопитие осуждается в Библии. Ислам, буддизм и индуизм полностью запрещают употребление алкоголя и других одурманивающих средств. Люди уже очень давно знали о губительном влиянии алкоголя, опиума и других наркотиков на физиологию и психику человека. Поэтому они и не допускали широкого распространения наркотиков. С возникновением капиталистического строя, в общества начало распространяться массовое изготовление психоактивных веществ и свободная торговля ими. Так, например, героин в начале 20 столетия можно было приобрести в аптеке без рецепта. Но осознав опасность наркотиков для общества, в большинстве стран мира их запретили свободно продавать. Исключение составили только алкоголь и табак, которые в большинстве стран мира стали легальными. Несмотря на это, в более чем 30 странах мира (большинство мусульманских, некоторые азиатские и африканские) алкоголь сейчас является таким же наркотиком, как и другие (его запрещено продавать). Постепенно в мире начали нарастать проблемы, связанные с употреблением наркотических веществ. Особенно бурно прогрессировала алкогольная и табачная наркомании. Со временем сформировалось 2 противоположных подхода в решении этих социальных явлений – концепция “уменьшения вреда” и концепция абсолютного отказа. Первая из них гласила, что нужно употреблять алкоголь и курить в рамках разумного и следить за качеством. Как правило ее продвигали производители алкогольных и табачных изделий, которые хотели продать больше этих товаров. По отношению к алкоголю эта концепция приобрела формы так называемой теории “культурного и умеренного пития”. Несмотря на то, что наука сегодня доказала вред даже малых доз одурманивающих веществ для умственного и физического здоровья, для репродуктивной функции, для генетического аппарата, для нравственного состояния человека, в обществе все равно существует противоречие между идеологий абсолютной трезвости, с одной стороны, и умеренного, «культурного» употребления, с другой стороны. Показательными на этот счет являются слова швейцарского ученого и психиатра начала 20 века Августа Фореля:«Все те, кто призывает к умеренному потреблению алкоголя, опиума и т.д., – это не просто нечаянные соблазнители тех, кто борется с искушением, они также являются исключительным источником, если не сказать яичником, алкоголизма, а также всех наркотических интоксикантов, которые ведут к дегенерации человеческого мозга и нервной системы. Все опьяненные индивидуумы начинают с умеренного потребления наркотика и, таким образом, рекрутируются из ряда умеренно пьющих». Все научные исследования, работы о медицинских и социальных последствиях употребления наркотических веществ европейских и особенно российских (советских) ученых, сделанные за последние 150 лет, сегодня оформились в науку собриологию (теорию трезвости). Собриология ( “sobrietas” – трезвость; “logos” – учить) – это междисциплинарная наука, исследующая трезвость как естественное нормальное состояние человека, химические и другие зависимости как патологию и разрабатывающая научно обоснованные пути сохранения естественной трезвости и отрезвления человека и общества. Термин ввел в 1980-е годы Маюров А.Н. – профессор, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусства, президент Международной академии трезвости. До этого ее называли «наука о трезвости» или «теория трезвости». Основы собриологии были заложены в начале XX века. Основоположники: Толстой Л.Н — русский писатель. «Для чего люди одурманиваются». Павлов И.П. – русский физиолог, академик. «Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии». Введенский И.Н. – русский социолог. «Опыт принудительной трезвости». Бехтерев В.Н. – русский врач. «Об алкоголизме и борьбе с ним». Форель Август — швейцарский врач-психиатр. «Антиалкогольные тезисы». Джек Лондон — американский писатель. «Джон Ячменное Зерно». Мендельсон А.Л. – русский врач начала XX века. На основе его книги « Учебник трезвости» преподавалась наука о трезвости в Российской империи в большинстве школ и ВУЗов в начале XX века. После Великой Отечественной Войны и до наших дней собриологию развивали: Углов Ф.Г (1904-2008). – академик РАМН, рекордсмен Книги Рекордов Гиннеса, как хирург, стаж которого составлял больше 75 лет. «Правда и ложь о разрешенных наркотиках», «В плену иллюзий», «Самоубийцы»; Красноносов И.А. — русский социолог. «Тропинка в трезвость»; Жданов В.Г. – профессор, кандидант физико-математических наук. «Алкогольный террор против России»; Кривоногов В.П. – профессор, доктор исторических наук, этнограф. «Культура трезвости против культуры пития». Маюров А.Н. - профессор, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусства, президент Международной академии трезвости. Основные разделы собриологии:
|