Русь | Портал трезвости
     
     
   
 
 
ВНИМАНИЕ!!! В разделе “Выступления на ТВ, радио”(слева) появилась запись выступление главы “Трезвого Житомира” на радио “Житомирская волна” 
 
 
Русь

  История дружбы России с алкоголем – печальна и драматична. На протяжении тысяч лет Русь  не знала иного питья, кроме чистой родниковой воды. Была правда ещё сурица – настой целебных трав на ключевой воде с медом, забродившим под лучами солнца. Её крепость 1 – 1,5 градуса, как сейчас в квасе. Намного позднее пиво и брага делались тем же способом, только для пива использовалось зерно, а для браги – фрукты и ягоды. Крепость была та же: 1 – 1,5 градуса.

  Мало кто знает, что впервые виноградный спирт под названием «аквавита», что значит «вода жизни», появился на Руси в 1386-1398 годах, в разгар «татаро-монгольского ига» его привезли генуэзские купцы из Византии. При великокняжеском дворе спирт не произвел особого впечатления: к нему отнеслись как к чему-то экзотическому, России не касающемуся, ведь у нас было принято пить малоградусные медовые настои, т.е. при главенстве старой веры спирт не пошел.

  Известно, что восточные славяне в очень маленьких количествах потребляли алкогольные изделия, такие как мед, брага, пиво. Солод для варки пива славяне умели приготовлять с V-VI века, хмель же был известен им с Х века: о нем упоминается у Нестора. В XV и XVI веках потребление хмельного пива на Руси было уже настолько распро­странено, что царь вынужден был его ограничивать. С XVII века крестьянам дозволялось варить пиво, брагу и мед для домашнего потребления только 4 раза в год, на праздники (рождество, пасха, Дмитриевская суббота и масленица), а также по поводу крестин и свадеб, почему и пирушки в эти праздники называ­лись особым пивцом. Но право такое давалось только отдельным крестьянам, которые повиновались богатым, выполняли оброк и барщину и обыкновенно на срок варки отводилось только 3 дня. По окончании этого времени кабацкий голова приходил и опечатывал оставшееся алкогольное зелье до следующего праздника.

  Резко меняется ситуация с 1552 года когда Иваном Грозным в России был открыт сперва царев кабак для опричников, а потом и для всего люда, где спаивали уже не только 11-ти градусным вином, а и довольно крепкой водкой! В 1613 г. по указу Михаила Федоровича в Астрахани был заложен «настоящий сад для дворе государева». Привезенные из-за границы виноградные саженцы хорошо прижились в благодарной почве. Уже в 1656-57 гг. к царскому столу подавались первые партии отечественного вина (по его указу был запрещен ввоз водки в Россию), т.е. то зелье заморское и дорогое, а теперь стало свое и дешевое.

  Спустя годы Пётр I открыл дорогу свободному ввозу из Европы и продаже водки. Ещё более сильный прилив этого зелья в России наблюдается в годы царствования Екатерины II. Спаивание народа, порой даже насильственное, стало способом пополнения казны. Царская роскошь требовала средств.

  Екатерина II открыла кабаков на Руси такое количество, что треть всех поступлений в государственную казну были за счет прибыли от продажи алкоголя. На вопрос княгини Дашковой: «Ваше величество, зачем вы спаиваете Русский народ?» – Екатерина II цинично заявила: «Пьяным народом править легче!» Можно чуть точнее сказать: «Пьяным народом помыкать легче!». Что собственно и происходит в последние годы.

  Одной из первых реформ, во время которой светская и духовная власть еще действовали в союзе, была кабацкая. Начало реформе положили два царских указа, появившихся в 1651-1652 гг. Указ 1652 г. предписывал “во всех городех на кружечных дворех денежную казну сбирать на вере, а на откупу кабакам нигде не быть”. Таким образом, правительство, наконец, решилось заменить ненавистного народу откупщика и его приказчика на “верхных людей” – выборных посадских, приводившихся к крестному целованию и собиравших кабацкие доходы прямо в государственную казну. Одновременно сокращалось и количество кабаков. “Во всех городах и в государевых больших селах быть по одному кружечному двору, а в меньших малолюдных селах кружечным дворам не быть, – гласил указ.

  Теперь посмотрим на эпоху Петра I. В 1705 году Пётр I все больше склонялся к тому, что для успешного ведения Северной войны необходимы большие деньги. Он разрешает откупную систему. И за очень короткое время были собраны деньги на строительство флота, оснащение войск. Но эта откупная система смогла продержаться лишь 10 лет только потому, что против неё были бунты. Ведь откупщик устанавливал свои цены на спиртное. И объёмы производства были у всех разные. Обнищание населения шло очень быстро.

  В 1796 Павел I вступив на престол, решил навести порядок в этом деле торговли алкоголем – его убили. И одна из основных причин, как это не парадоксально, это именно то, что Павел I решил забрать себе в руки водочную монополию.

  В 1885 году был принят закон о местном запрете, что спасло жизнь многих десятков малых и малочисленных народом Севера Российской Империи и Сибири от тотального алкогольного уничтожения.

  Главным лейтмотивом истории алкогольной проблемы с древнейших времен до конца 19 века было то, что трезвости в Российской Империи  было всегда намного больше, чем сейчас, а пьянства – намного меньше. Было много ныне забытых трезвых обычаев (вот лишь один: поминали покойников не водкой, а киселем). При трех царях вводился с успехом «сухой закон», и Российская империя значительно трезвела, делала экономический рывок вперед. А главное – существовали серьезные тормоза, которые не давали распространиться пьянству. Среди них особо следует отметить такие:

1) сельскохозяйственный цикл работ (св. 90 % населения – крестьяне);

2) натуральное крестьянское хозяйство (отсутствие свободных денег на водку);

3) постные дни (около 200 дней в году), когда было запрещено потреблять алкоголь;

4) влияние крестьянской общины, не заинтересованной в пьянстве;

5) крепостное право – незаинтересованность помещика в пьянстве крепостных;

 

  В результате Российская империя была к началу 20 века одной из самых малопьющих стран Европы, а значит, миф об извечном пристрастии украинцев и русских к спиртному является, либо специально навязанный нам, либо это ошибка не очень добросовестных историков.

Источники информации:

С. А. Соколов. Путь к трезвости.

Собриология /Под ред. проф. А.Н. Маюрова. 

Ваш отзыв

 
ВСЕ СТАТЬИ
ОПРОС

Когда вы перестали употреблять алкоголь?

View Results

Loading ... Loading ...